Главная    Мой профиль    Регистрация    Выход    Вход 
Меню сайта
Категории
Про кошек
Египет
Стихи
Дневники
Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 497
Гипостильный зал » Про кошек » МАГИЯ КОШЕК
01:05
МАГИЯ КОШЕК
 В большом подозрении у народа находятся кошки и особенно черные. Чехи, например, полагают, что кошки этого цвета - просто-напросто черти; из каждой черной кошки через семь лет делается ведьма, а из черного кота - дьявол. Этим и объясняется, почему колдуны и ведьмы всегда держат у себя черных кошек. Это черти-оборотни, которые им пособляют во всех делах. По русскому поверью черт входит в кошек во время грозы. В России верят, что труп становиться упырем, если через него перепрыгнет кошка. Поэтому в народе покойников зорко оберегают и не впускают туда, где они лежат, кошек.
(Из книги М.А.Орлова "История сношений человека с дьяволом".Спб., 1904)
 
 

ИСТОРИЯ ОДОМАШНИВАНИЯ КОШЕК. Роль кошек в человеческой культуре.

Происхождение. Человек приручил или человека приручили?

Домашняя кошка (Felis catus) относится к семейству млекопитающих отряда хищных (Felidae). Зоологи разделяют хищников семейства кошачьих на две подгруппы: Felinae и Pantherinae. Героиня нашего повествования относится к первой подгруппе.

Это сильные и ловкие животные. У них гибкое мускулистое тело. Передвигаются они осторожно и беззвучно, почти все хорошо прыгают и лазают по деревьям. Чаще всего воду не любят, хотя многие отлично ныряют и плавают. Лучше всего у этих животных развиты зрение и слух. Охотятся в основном вечером и ночью, питаются главным образом мелкими млекопитающими и птицами (встречаются и рыболовы), употребляя в пищу растения в качестве «витаминных добавок» и лекарств. Кошки — индивидуалисты, любят жить в одиночестве (исключение — львы). Кочевой образ жизни они не выносят и первоначально сблизились с людьми с тех пор, как человек начал вести оседлый образ жизни. Это было приблизительно 10-12 тыс. лет назад. Но этих кошек еще никак нельзя назвать домашними.

Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных. Разные исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов на происхождение кошек. В России более принято считать единым предком домашней североафриканскую переднеазиатскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тыс. лет назад. Отсюда, из Нубии, одомашненные кошки попали в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог этих скрещиваний — современное разнообразие пород, линий, расцветок. По другой, популярной на Западе теории, современные кошки произошли не от какой-то «пракошки», а имеют полифелитическое происхождение, то есть появились многие тысячелетия назад в разных местах планеты и их формирование связано с воздействием ряда эволюционных факторов.

Кошка на древнем Востоке

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними.

Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3-го тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что безусловно свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой.

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу». Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. Их применение на войне трудно себе представить современному человеку, но об этом имеются письменные свидетельства. Кстати, в Тибете тысячелетиями кошки использовались для охраны храмовых сокровищ и справлялись с этим просто великолепно.

В Греции и Риме

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Важную службу ловца мышей несли прирученные хорьки и ласки. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

Европа. Наша эра (и кошачья)

В дохристианской Европе в верованиях кельтов и норманнов кошкам приписывалась довольно-таки зловещая роль оборотней и помощников злых богов. В целом упоминания о них немногочисленны, лишь примерно к 10 веку кошка перестает быть ценной редкостью. Примерно в это же время появляется она и в России, где этот зверь считался подходящей компанией для монастырских насельников (котов, впрочем, часто кастрировали). Православная церковь отнеслась к кошкам гораздо терпимее, чем католическая. Унаследовав дохристианские предрассудки, западные христиане считали черную кошку воплощением дьявола, подозревали в пособничестве ведьмам и кошек других расцветок. Во многих странах Европы несчастные животные в 14 веке стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой «черную смерть» — чуму, и кошки достойно справились с миссией по уничтожению крыс.

Кошки в Англии

В отличие от континентальной Европы в Англии кошек издавна любили и оберегали. Здесь в раннем средневековье были приняты законы об охране кошек. Общее возмущение англичан вызвал испанский король Филипп II, супруг Марии Тюдор, мучивший кошек особыми приспособлениями для пыток. Открытое недовольство лондонцев привело к изгнанию Филиппа II из Англии.

В Англии же «бродячий» фольклорный сюжет о кошке, принесшей богатство сироте-хозяину (появившийся, возможно, в Иране), получил самую подробную разработку. Здесь этот сюжет трансформировался в легенду о Дике Уиттингтоне, трижды лорд-мэре города Лондона (на русском языке легенду в стихотворную балладу переложил Э. Багрицкий).

Кошки на Ближнем и Дальнем Востоке

На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот входит в число 12-ти животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки — такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Поистине величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Эти удивительные создания были привезены в Европу строителями Британской империи и дали огромный толчок разведению кошек в Англии.

Завоевание сердец европейцев

И в остальной части Европы пушистые зверьки находят все больше и больше приверженцев, завоевывая сердца простых людей и знати, королей и пап. Французский кардинал Ришелье имел 14 любимцев. В 1727 появился труд француза Монкрифа «История кошек», окончательно «реабилитировавший» животных. С 18 века в Европе и прежде всего в Англии начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в 20 веке, когда кошки прочно заняли 2-е, а кое-где и первое место среди домашних любимцев.

Образ кошки в фольклоре и искусстве

Кошки богато представлены в европейском и русском фольклоре. Общий сюжет — объяснение вражды кошки с собакой (кошка и собака добывают для хозяина волшебную вещь, унесенную неверной женой, но на обратном пути кошка прибегает первая, чтобы хозяин подумал, что она сделала все сама). Из некоторых сказок (например в сказке «Котофей Котофеевич») следует, что кот — сравнительно новое животное, незнакомое большинству обитателей леса. В итальянской сказке кошка выступает в роли Золушки.

В старой европейской литературе подчеркивается кошачья хитрость. В басне Ж. Лафонтена «Кот, горностай и кролик» рассказывается о том, как горностай и кролик попросили кота разрешить их спор. Кот нашел «мудрое» решение — с помощью хитрости задушил обоих, тем самым разрешив спор. Но далеко не всегда кошки изображались с негативной стороны. В самой, пожалуй, известной сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» это животное предстает умным, находчивым, приносящим удачу его владельцу. В немецком переложении этой сказки, сделанной Людвигом Тиком Кот в сапогах— главный герой, настоящий человек из народа, деятельный и неунывающий. Немецкий романтик Э. Гофман сделал своего собственного любимого кота героем и автором «Житейских воззрений кота Мурра». Мурр, конечно, прямой наследник Кота в сапогах: человеческого, избыточно земного, в нем отнюдь не меньше, чем кошачьего. Господствовавший в 19 веке реализм дал чудесную вереницу образов «настоящих» кошек, например, Королевская Аналостанка у Э. Сетон-Томпсона. Но загадочная улыбка Чеширского Кота из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла — это улыбка самой Природы, смеющейся над тщетностью человеческих усилий постигнуть таинства естества. Эта таинственность и непостижимость кошачьей натуры, существа, казалось бы такого близкого и домашнего, засверкала новыми гранями в прославленной сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». Отголоски средневековых убеждений о связях кошек с силами Зла чувствуются в Кошке «Синей птицы» М. Метерлинка, тесно связанной с Ночью, противницей героев.

Новая жизнь кошек началась в искусстве 20 века, с возникновением кино и мультипликации. Грациозные создания с успехом играют роль положительных и отрицательных персонажей. Том из сериала «Том и Джерри», Кот Феликс, первые мультики о котором появились еще на заре мультипликации, диснеевский цикл «Аристокоты» (Aristocates; игра слов), Felidae с котом-детективом Фрэнсисом, злой противник Чипа и Дейла Толстопуз раскрывают различные грани кошачьей и человеческой природы. Изящество, аккуратность и грациозность кошек вызывают у подавляющего большинства людей ассоциации между кошками и женщинами. По традиции на показах ювелирных новинок модели одевают в кошачьи маски и трико. На Бродвее в Нью-Йорке вот уже больше 10 лет с неизменным успехом идет мюзикл Э. Л. Вебера «Кошки» по мотивам произведения Т. Эллиота.

Образ кошки в русской культуре

В русской литературе череду кошачьих образов открывают велеречивые пушкинские строки: «... И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет налево — песнь заводит, направо — сказку говорит...». Кот-Мурлыка — псевдоним Н. П. Вагнера, зоолога и писателя, автора романтических и фантастических произведений.

В советский период кошка стала любимым персонажем детских писателей и поэтов: С. Я. Маршака ( «Кошкин дом», «Кот и лодыри»), Д. Хармса, Б. Заходера. Главный литературный кот 20 века — это, несомненно, «не очень-то кот» Бегемот, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прямой наследник средневековых помощников ведьм и гофмановского Мурра несет в себе подлинно живое начало, напоминает о непредсказуемости жизни, ломающей любые искусственные рамки, врывающейся в несвободный мир несчастных строителей светлого будущего. И Бегемота, и пушкинского Кота Ученого напоминает забывчивый Василий из раннего бестселлера братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Как и на Западе, множество мультипликационных удач связано с кошачьими персонажами. Герой одноименного сериала Леопольд с его призывом: «Ребята! Давайте жить дружно» как бы полемизирует с Томом сериалов Ханна-Барбара. Практичный и изобретательный кот Матроскин из книг и мультфильмов Э. Н. Успенского всегда найдет выход из любой, самой затруднительной ситуации, многие его выражения стали уже пословицами.

Категория: Про кошек | Просмотров: 2215 | Добавил: Isida | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar